В столице прошел третий Московский фестиваль творчества людей с особенностями психического развития — «Нить Ариадны», который по праву считается крупнейшим специализированным культурным мероприятием и в России, и во всем мире.
Что же выбрать из обширной культурной программы фестиваля? К счастью, его организаторы сразу обратили наше внимание на эксклюзивный мастер-класс испанского хореографа Антонио Вильянуэвы — одного из самых известных в мире социальных работников. И предложили посмотреть, как искусство может служить реабилитации.
...В актовом зале художественного лицея происходит что-то странное: толпа ходит по кругу, потом резко останавливается и начинает повторять жесты того, кто оказался впереди. Затем снова приходит в волнение, через какое-то время «выбрасывая» вперед нового лидера. За этим броуновским движением очень внимательно наблюдает высокий темноволосый мужчина, которого среди всего этого человеческого бурления сразу и не заметишь. Он стоит, облокотившись о подиум, а затем одним хлопком заставляет всю толпу замереть.
— Если вожак задумывается, то на его место тут же приходит другой, — говорит хореограф. — Если вы оказались впереди толпы — значит, должны ее вести за собой! Нет, это не спортивная разминка, как может показаться поначалу, а семинар по инклюзивным танцевальным практикам, использующимся для реабилитации аутистов.
И толпа в зале — это московские педагоги, психологи и социальные работники. Им на два часа предложили поменяться местами со своими пациентами.
— Мне бы хотелось, чтобы участники семинара почувствовали то же самое, что и их подопечные: потерянность и стеснение, — объясняет Антонио Вильянуэва. — А для этого они должны преодолеть внутренний конфликт и подчиниться инстинктам. Но как отключить мозг? — Представьте, что вы — рыбки в огромном аквариуме. Повторяйте за мной.
Хореограф приседает, взмахивает руками и прогибает спину. Группа пытается это повторить. Получается довольно неуклюже. Кого-то эта «аква-аэробика» забавляет, а кого-то приводит в настоящий ступор: они останавливаются и отказываются работать. Но, представьте себе, именно эти танцевально-психологические методы работы и принесли мастеру всемирную известность...
— Аутистам важно смотреть в глаза, — объясняет он. — Танцевальные практики помогают таким людям сфокусироваться на происходящем.
Сам преподаватель считает, что подобные тренинги важны не только для пациентов с особенностями в развитии, но и для психологов.
— Многие очень зажаты, — делится он впечатлением. — А русские, в отличие от испанцев, еще и боятся тактильных контактов: для вас прикоснуться к другому человеку — настоящее преодоление.
Впрочем, сегодня социальным работникам все-таки пришлось преодолеть личный внутренний конфликт, а значит, в будущем они могут научить и своих пациентов перешагнуть свой Рубикон.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ольга Грачева, первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Москвы:
- «Нить Ариадны» — фестиваль, аналогов которому трудно найти. На пять дней Москва стала центром притяжения творческих людей с особенностями развития со всей России и из стран СНГ, Европы и Латинской Америки. И приятно, что год от года форум набирает обороты: на этот раз он собрал рекордное количество участников! Для них это событие. Но еще сильнее праздник поражает зрителей в зале. Более того: он учит нас понимать людей с особой душой.
СПРАВКА
Третий Московский фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны» проходит под патронатом Департамента социальной защиты населения Москвы. Свои площадки для форума предоставили 10 известных театральных площадок и российских музеев, а также столичные досуговые центры и кинозалы. Участники фестиваля — творческие коллективы из 30 регионов России и 14 стран мира, представили два гала-концерта, 6 выставок изобразительных работ, 32 мастер-класса, 15 фильмов, 225 литературных произведений, 20 журналистских проектов и научно-практическую конференцию.