Разработанная в рамках проекта «Детство без СПИДа» методология позволяет тиражировать программу в любых детских социальных учреждениях, поэтому РБОФ «Качество жизни» планирует распространить опыт реализации программы на территории всей России.
Региональный благотворительный общественный фонд «Качество жизни» завершил второй этап долгосрочной социальной программы «Детство без СПИДа», который проходил в Москве с 1 ноября 2008 года. За это время более тридцати социальных педагогов прошли курсы преподавания профилактики ВИЧ/СПИДа и провели занятия для 450 подростков, сообщает пресс-служба фонда.
Программа, реализуемая РБОФ «Качество жизни» при поддержке компании «Johnson&Johnson» и Департамента социальной защиты населения города Москвы, прошла успешную апробацию еще на первом этапе реализации в 2006-2007 году и была включена в годовой план учебной работы в 8 приютах и 4 социально-реабилитационных центрах города Москвы. В силу высокой ротации педагогов и детей в приютах было принято решение продолжить курсы обучения.
Комплекты обучающих материалов для педагогов, детей и родителей были разработаны специалистами Научно-методического центра «Диагностика.Адаптация.Развитие»
им. А.С.Выгодского при участии доктора педагогических наук, эксперта проекта ООН «Комплексные стратегии противодействия распространению ВИЧ/СПИДа среди молодежи Российской Федерации» В.А. Родионова с учетом сложности психологического и социального портрета беспризорных, безнадзорных детей и детей из неблагополучных семей. Все методические материалы прошли экспертизу ЮНЕСКО в 2007 году. Для проведения тренингов и занятий в рамках второго этапа программы учебники и методические пособия были переизданы.
С 27 февраля по 6 марта 2009 года двадцать работников приютов из числа вновь поступивших на работу прошли базовый курс из шести семинаров. Для двенадцати социальных педагогов московских приютов, ранее принимавших участие в проекте, был разработан продвинутый курс по преподаванию профилактики ВИЧ/СПИДа беспризорным, безнадзорным детям и детям из неблагополучных семей. Шесть семинаров продвинутого курса прошли с 12 по 17 октября 2009 года.
За каждым семинаром следовал мастер-класс по темам предстоящих занятий с детьми. Тем не менее, некоторым педагогам на занятиях пришлось столкнуться с сопротивлением подростков, а также с чувством дискомфорта при проведении занятий по деликатным темам. Поэтому было решено разбирать такие ситуации на дополнительных встречах – супервизиях, которые состоялись 5 и 12 ноября 2009 года. На этих встречах соцпедагоги получали возможность вместе с тренером проанализировать свою работу, осознать свои действия и выработать подходящую стратегию поведения.
По итогам мастер-классов и супервизий была проведена аттестация соцпедагогов с выдачей Свидетельств о повышении квалификации государственного образца по следующим дисциплинам: «Возрастная психология», «Основы тренерской работы», «Психологические технологии», «Педагогические технологии», «Социальная психология».
В основу концепции программы «Детство без СПИДа» положена модель формирования положительных социальных установок, представленных в алгоритме их становления тремя компонентами: осознание, отношение, поведение. В июле-сентябре 2009 года организаторы провели оценку динамики социальных установок, информированности и мотивации на здоровье у безнадзорных подростков, прошедших обучение в рамках программы. В оценке динамики методом анкетирования до (пре-тест) и после (пост-тест) занятий приняли участие 124 подростка, в том числе 64 воспитанника приютов и 60 учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ. Специалисты отметили положительную динамику по всем трем показателям.
Разработанная в рамках проекта «Детство без СПИДа» методология позволяет тиражировать программу в любых детских социальных учреждениях, поэтому РБОФ «Качество жизни» планирует распространить опыт реализации программы на территории всей России.