Я приехала в Психиатрическую больницу №1 им. Алексеева утром 28 ноября. Мастер-классы, которые я увидела, снова подтвердили простую истину – творчество лечит.
На мастер-классе по «Рисованию песком и смешанным техникам арт-терапии» Наталья Мальцева – психолог, арт-терапевт, представитель студии «Sand project» – рассказала нам о различных техниках работы с песком, которые условно можно разделить на 3 группы:
– sand play (игра с песком)
– песочное рисование и песочная анимация
– песочная скульптура (объемные манипуляции с песком).
Наталья показала несколько видеороликов о каждом из этих направлений арт-терапии. Мы рассмотрели как индивидуальные, так и групповые методы работы. Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Ее, в первую очередь, разрабатывали ближайшие сподвижники и ученики Юнга: Маргарет Ловенфельд, которая придумала «технику построения мира», и Дора Калф.
Далее игра с песком переместилась в такой технический контекст, когда специалисты стали обращать внимание не только на сюжет и символику получающихся в процессе “игры” фигур, но и характер композиции. Из работы с рельефом, глубиной, пространством выросло отдельное направление – песочная скульптура.
В рамках арт-терапии это, например, (авто)портрет. Здесь он обретает объем, фактуру и форму, его можно пересматривать, переделывать.«Песок как вариант работы с телом используется довольно активно. Лепка песочной скульптуры еще более актуализирует телесную симптоматику. Это работа на уровне телесного комфорта, которую позволяет песок как материал».
В 60-е года ХХ столетия канадский аниматор Кэролайн Лиф впервые использовала песок в качестве художественного материала.
«Песочная анимация (sand-art или sandanimation), – продолжает Наталья, – в первую очередь, способ создания мультфильмов. Более близкий нам контекст – песочная анимация как тип перфоманса: над столом висит камера, процесс “песочной терапии” снимается и проецируется на экран или идет в запись. Наша студия начиналась именно как художественный проект. Изначально мы подходили к рисованию песком как к искусству.
Вообще, рисование песком – специфическая терапевтическая техника. Это, с одной стороны, работа с движениями – пластическое искусство, многие обращают внимание на движение рук художника, с другой стороны – рисунок, режиссура, то есть планирование раскадровки видеоролика, что приближает работу к режиссерскому искусству. Важно, что кадрирование предполагает создание дистанции во времени. Например, мы рисуем некоторую проблемную ситуацию, а потом берем ее в рамку – и вот это уже фотография или вид из окна. Моментально увеличивается дистанция, что позволяет посмотреть отстраненным взглядом на происходящее. Еще одна особенность работы с песком – постоянная смена кадров – точек зрения, что очень важно для терапии».
На песочную плоскость могут быть перенесены практически любые графические техники. Основное преимущество – возможность быстрых изменений. То есть это динамический процесс. По сути, когда мы рисуем тот же графический диалог, он может бесконечно меняться на пространстве одного и того же кадра.
«Думаю, все слышали о проекте «Тренировочная квартира», основная цель которого – помочь молодым людям с нарушениями развития подготовиться к самостоятельной жизни. Мы приходили к ним в прошлом году и сделали мультфильм про Новый год, используя песок и миниатюрные фигурки».
Популярна также медитативная техника – работа с мандалами (мандала – сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддистских и индуистских религиозных практиках. Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства – ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я». – прим. автора).
Наталья показала нам несколько техник рисования: «Самое простое, что может здесь быть – это любые варианты контурного рисования, то есть мы используем песок, как бумагу и рисуем пальцем, как карандашом. Второй простой вариант – расчищение. Это можно сделать подушечками пальцев или кулаком. Работа с рамкой – техника вырезания – мы рисуем что-то и вырезаем нужное изображение. Самой продуктивной, на мой взгляд, является работа с разными случайными изображениями, которые получаются просто от насыпания песка на стол. Медитативный вариант – насыпание «пузырей»». Говоря все это, Наталья сыпала песок на стол, рисовала замысловатые узоры, которые тут же превращались в деревья, цветы, людей. Картинки плавно сменяли друг друга. Создавалось ощущение, что ты становишься свидетелем рождения какой-то новой реальности.
И вот началась самая интересная часть мастер-класса. Любой желающий мог попробовать себя в деле, чем я не преминула воспользоваться. С непривычки рисовать песком оказалось сложнее, чем думала. Но я загорелась желанием повторить увиденное дома.