«Они не такие как мы, у них другая жизнь, так стоит ли ставить их в неловкое положение и тащить в нашу, здоровую жизнь? Пусть уж лучше живут своей жизнью». Это высказывание я занес в свою записную книжку на одной из общественных дискуссий по проблеме социальной адаптации инвалидов. Его автор (наверное, убежденный, что руководствуется добрыми чувствами) пытался доказать, что люди с физическими «отклонениями от нормы» должны жить обособленно, в своем ареале, общаться с себе подобными. Им, мол, так самим же удобнее.
Но вот ведь в чем дело: с его логикой не согласны были сами инвалиды.
А вспомнилась эта запись на недавнем круглом столе в Совете Федерации, на котором обсуждалось, как СМИ должны рассказывать об инвалидах, как общество должно воспринимать проблемы больных, увечных людей. И уже тогда подумалось, насколько неподъемный вопрос мы пытаемся разрешить в пределах каких-то двух часов. Ну, мотивируем с помощью премий и прочих поощрений журналистов и СМИ почаще да поглубже освещать жизнь инвалидов, добьемся корректного, деликатного подхода к подобным материалам, к самим судьбам людей, чья жизнедеятельность ограничена физическими недугами. Изменится ли социальная участь
инвалидов в современном российском обществе? То есть изменится ли она радикально?
Можно научиться делать рядом с каждым лестничным спуском в подземном переходе пандусы,
можно увеличить число автобусов с удобным подъемом для инвалидов, в том числе колясочников.
Можно даже научиться (в наш-то век нанотехнологий) серийно выпускать хорошие отечественные коляски.Но куда деться от этого привычного обывателям взгляда на увечных и больных: «Пусть живут своей жизнью»?
Перебороть эту уверенность, что они — больные и увечные люди — не такие, как мы, и должны жить, что называется, наособицу, — века не хватит. Но давайте задумаемся: мы же не говорим про моральных уродов — пусть, мол, живут своей жизнью. Мы их допускаем в свою жизнь, мы с ними в ней уж точно на равных. Похоже, нам комфортнее, легче ежедневно общаться с негодяями,
подлецами, хамами, карьеристами, со всей этой шоблой, у которой ампутированы мозги и совесть,
чем с инвалидами, чьи увечья бросаются в глаза. И это при нашем-то историческом опыте, в котором калики перехожие — непременные персонажи наших дорог, улиц, площадей, церковных папертей. В котором само государство, сама жизнь российская увечили миллионы, плодили несчастных по городам и селам. Но если в былые времена милосердие было в ходу, оттолкнуть калеку все-таки в глазах общества почиталось грехом, то в новейшей нашей истории, как видим, еще чуть-чуть — и договоримся до необходимости создания резерваций для инвалидов. Чтобы, значит, «вселять в людей веру в здоровое начало». Эти слова, взятые в кавычки, принадлежат одному известному российскому писателю, который придерживается той точки зрения, что лучше бы физически увечные люди не мозолили глаза гармонично сложенным гражданам. Общество должно совершенствоваться физически – тут дурные примеры ни к чему. Напомню, что в двадцатом веке мы уже имели одно такое общество, где культ здорового тела был вознесен на небывалую высоту. Чем все кончилось, помните? То-то... А разделение на уродов и людей оно, конечно, есть. Только не на уровне телосложения, а в мозгах.
…Кто-то на круглом столе в Совете Федерации обронил: мол, Голливуд умышленно в каждый
фильм вставляет инвалида, который наравне с другими работает, действует, то есть встроен в текущую жизнь «как нормальный». И это, мол, делается, чтобы создать определенный имидж американского общества, где все равны, где, типа, у всех равные возможности. При этом говоривший явно давал понять, что он видит в этом некий идеологический заказ ЦРУ.
Ну, знаете, тогда только и остается мечтать о том, чтобы ФСБ тоже давала такие госзаказы на-
шему кинематографу. Может быть хоть тогда удастся сдвинуть с места обывательское отношение к инвалидам, как к обитателям параллельного мира.
Владимир ЕРМОЛИН