Московская Галерея «Беляево» давно сотрудничает с РОО «Клуб психиатров», о чем мы уже писали. В рамках фестиваля с 22 ноября по 15 декабря здесь было размещено более ста работ авторов из разных регионов России и из Германии. В распоряжение«Нити Ариадны» были любезно предоставлены все залы галереи. Общая экспозиция включала пять персональных выставок, по каждой из последних была проведена презентация, торжественно прошло закрытие всего мероприятия.
С личными презентациями выступилиВ. Архангельский, Е. Строева, группа немецких участников, А. Полибина и К. Янчук. Каждая презентация представляла собой маленький праздник искусства в уютном зале галереи, и не только живописи, но и музыки, и поэзии. Рассказывали о себе, о своих работах сами художники, свое мнение высказывали искусствоведы, добрые слова говорили врачи-организаторы фестиваля и работники галереи, читали стихи поэты-участники литературной номинации.
За музыкальное обрамление вечеров отвечала студия песни «Ми-ре-до» Алексеевской больницы. Оно, по отзывам гостей, было просто чудесным. С инструментальной музыкой выступили М. Григорьев (флейта) и К. Иевский (кларнет) (концертмейстер Е. Казакевич), популярные песни исполнила сама Елена Николаевна Казакевич (руководитель студии), Д. Голованев, О. Слюсаренко, Л. Кузнецова.
В один из вечеров любимую музыку своего мужа – художника Н.Багриновского – играла на фортепьяно его вдова, пианистка Светлана Вадимовна.
Студия «Ми-ре-до» с самого начала своей деятельности вызывает интерес, она открыла много талантов. Зрители часто думают, что все ее участники имеют музыкальное, вокальное образование – но нет, многие воспитаны лично Еленой Николаевной, обычные, большей частью не певшие раньше люди, просто любители, серьезно относящиеся к своему увлечению. Удачен и репертуар «МиРеДо». Хотя артисты в основном молоды, они поют не рэп и не рок, а популярные песни, часто прошлых лет – зал может подпевать и молодеть душой.
Еще и еще раз хочется сказать добрые слова Елене Николаевне – единственному профессиональному музыканту из сотрудников ПКБ №1 – именно благодаря ей больница приобрела известность не только как лечебное, но и, в некотором смысле, музыкальное учреждение, и благодаря ей состоялись музыкальная и концертная номинации Второго фестиваля.
О художнике Владимире Архангельском наша газета публиковала материал совсем недавно. Своей живописью в стиле «арьергард» он утверждает вечные ценности. Владимир пишет полотна по наитию, используя свою собственную методику. Каждый раз, начиная работу, он не представляет себе конечный результат. Сюжет возникает в процессе общения с тонким, нетелесным миром. Картина «Парусник и замок», представленная на выставке, символизирует духовные искания, жизненный кризис. «Образ Изиды» воплощает в себе чувственность, красоту, веселье – все земные наслаждения, а «Любовь и Безумство», «Образ Прометея»– победу добра над злом.
О Елене Строевой мы писали в 2011 году,когда она только начинала создавать свои оригинальные инсталляции, коллажи (газетна статья была посвящена первой ее работе такого рода – инсталляции «Мэрилин» о М. Монро). У Елены многогранное творческое дарование. Она много лет прожила в Лондоне, много работала как актриса театра и кино, переводчик, скульптор. В дневном стационаре ПБ№1 им. Н.А. Алексеева Елена с 2010 года, и она здесь не только художник, коллажист, но и один из «двигателей» театральной студии «Кафе». На выставке в Беляево ее коллажи – «Жар-Птица» (посвящен русскому балету), о жизни Д. Хармса и шуточный «Я люблю черный кофе», инсталляции – «Фукусима – любовь моя» (создан после аварии на японской атомной станции) и по роману Д. Оруэлла «Скотское хозяйство». Эта последняя работа привлекает особое внимание: в одно целое, отражая и противопоставляя проблемы социализма и буржуазного общества, собрано множество фото, газетных вырезок, характерных предметов эпохи и пр. – разглядывать детали этого произведения искусства можно бесконечно.
Об Анне Полибиной наши читатели должны иметь полное представление, так как она сама нередко пишет в газету. В Беляево Анна представила 9 малоформатных полотен, также выступила с показом собственных видеофильмов об английской поэтессе Э. Дикинсон и о своей поездке в Швейцарию. Основным своим занятием А. Полибина считает все-таки литературу, а живопись она относит, скорее, к хобби. На выставке ее работы смотрелись отдельной композицией – они одного размера, выдержаны в одной цветовой гамме, в одном стиле, напоминающем стили художников-модернистов(сама художница свой стиль именует символьным реализмом). Несколько картин представляют собой женские портреты, неуловимо напоминающие автора. Героини картин изображены испытывающими различные чувства, и на каждой картине тщательно выписаны руки.
Из новых для нас имен на выставке можно назвать художницу Кристину Янчук. Кристина занимается живописью с трехлетнего возраста, профессионально, и при этом в жизни она не скрывает, что не раз лечилась в психиатрической больнице. Несколько ее работ украшают одно из отделений ПКБ№1 им. Н.А. Алексеева, они привлекли внимание организаторов фестиваля – и вот Кристина согласилась выставиться в «Беляево», также презентация ее работ прошла и в Центре современного искусства «Винзавод».
Кристина – православный по исповеданию художник, из религиозных фигур ей особенно близка Богородица (и Кристина свидетельствует, что Божия Матерь несколько раз чудесным образом помогала ей). На одной из картин художницы (правда, названия у работы нет), можно думать, и изображена Богородица. Ей около 30 лет, у нее уставшее, прощающее лицо. В руках она держит алое (картины Кристины написаны особенно яркими акриловыми красками) человеческое сердце, наверное, затем, чтобы исцелить его. Контуры на этой картине выписаны рельефно, густым мазком – их можно потрогать, пощупать. И слепой человек может мысленным взором увидеть эту картину. Это нередкий прием данной художницы, она говорит, что в будущем хотела бы создать серию рельефных картин специально для слепых.
На картине «Дорога в небеса» девочка выбегает из кирпичной крепости в голубой простор. Полотно было написано накануне болезни, передает нестерпимость душевного состояния, жажду перемен, выхода из тупика. Именно эту картину Кристина потом подарила больнице.
Кристина рассказала, что она просто не может не рисовать, рисует даже тогда, когда невозможно достать холст – некоторые из выставочных работ написаны на оргалите. Работы в основном светлые, краски жизнерадостные, только одна картина – «Голубой крови» – грустная, тона ее фиолетовые, изображен человек, который ранит себя.
Одна из презентаций представляла немецких гостей – группу из берлинской клиники «Шарите» (реабилитолога, арт-терапевта и двух пациентов). Они рассказали о реабилитации в своей клинике: в студию-мастерскую приходят в целом порядка 600 пациентов, персонал студии –16 человек. Студия поддерживает контакт с 17 художественными галереями Берлина, где работы выставляются, продаются, выполняются и заказы. В Германии, кстати, реабилитология и арт-терапия являются различными специализациями. Работы пациентов «Шарите» на выставке заняли целую стену.
Что сказать об остальной выставке? Конечно, в одной статье всего не расскажешь. Сюжеты, стили, выражаемые настроения – самые разные. Отдельно размещен проект ОООИ «Новые Возможности» «Трасса F20» – серия картин художниц из Тулы, Ярославля и Санкт-Петербурга, описывающих мир психозов, переживания в психотическом состоянии (картины дополняет звукозапись «дневника психоза»). Кроме вышеназванных, наша газета раньше упоминала, писала и о других авторах – Д. Чеботкове,Н. Пашковской, Н. Багриновском, К. Обернихиной.
Как человеку, связанному с природой, мне,конечно, были близки картины, изображающие лес, природу, весну: «Оттепель. Кузьминский парк» В.М. Морозова, «Конец марта в Измайловском парке» Н. Багриновского, «Вам бы здесь побывать» (М. Коростелева). Воспоминания о моем любимом городе Петербурге всколыхнули картины «Крыши» А. Меньшугиной и «Город» М. Никитиной.
В.П. Малолетков, профессор Суриковского института, член Союза художников России, просмотревший все 600 картин, отобранных для участия в фестивале, отметил, что творческое вдохновение присутствует в каждой работе, и добавил: «Общий уровень представленных работ очень высокий. Многим профессиональным художникам не хватает такого блеска выразительности!».
И в заключение несколько слов о важности искусства. Оно украшает нашу жизнь, дает нам способность пережить все горести, несправедливости, зло этого мира.
Вообще, это отличная психотерапия. Ведь человек существует на трех уровнях – биологическом (физическое тело, обменные процессы), психологическом (душевном, отношения с другими людьми, с самим собой) и духовном (отношения с Богом). Когда мы заболеваем психически, эндогенными заболеваниями, прежде всего поражается биологический уровень функционирования. Это может повлечь за собой расстройство и на других уровнях.
Творчество стимулирует психологическое, духовное развитие человека. Сочетая постоянное творчество с адекватным лекарственным лечением, можно создать крепкий щит против болезни, неплохо бы подключить к защите и церковь, ее возможности.
Речь идет о профилактике. Психически здоровому человеку специально можно творчеством и не заниматься, но пациентам психиатров творить, напрягать воображение и интеллект жизненно необходимо, чтобы меньше болеть.
Наш совет тем, кто располагает временем, но еще не ходит ни в какую творческую студию: не сидите в одиночестве, не откладывайте свой визит надолго, не стесняйтесь, приходите. Изостудии сейчас есть практически при каждой психиатрической больнице, некоторых диспансерах. Как знать, может быть, рисование, другое творчество вам понравится? Третий Фестиваль «Нить Ариадны» не за горами.