Новый социальный проект «Руки помощи», направленный на улучшение качества жизни глухих и слабослышащих людей, реализуется в городе Ельце Липецкой области. В течение семи месяцев группа из 20 человек с нормальным слухом пройдет обучение теоретическим и практическим основам русского жестового языка (РЖЯ) и навыкам перевода.
Программа осуществляется по инициативе Межрегионального общественного благотворительного фонда «Качество жизни» при поддержке предприятия «Дж.Т.И. Елец», а также при содействии администрации города Елец. Партнеры проекта — Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Региональная общественная организация «Объединение переводчиков жестового языка» и Научно-методический центр социально-педагогических проблем образования глухих и жестового языка им. Г. Л. Зайцевой (Москва).
В настоящее время на территории России проживают 145 тысяч человек, общающихся на жестовом языке. При этом переводчиков жестового языка всего лишь около тысячи вместо необходимых восьми тысяч. В Ельце ситуация примерно такая же: на 200 глухих один- единственный переводчик — Елена Дудина.
— Начинались занятия очень тяжело, так как людям слышащим непривычно учить язык в абсолютной тишине, без слов. Но, несмотря на все сложности, слушатели настроены очень позитивно, с энтузиазмом погружаются в учебу, стараются прочувствовать внутренний мир глухих, ведь важно не просто научиться говорить, но еще и понять особенности мышления собеседника. Негласные правила общения глухих должны стать такими же естественными для слышащих, как и для тех, кто с рождения живет в беззвучном мире, — делится впечатлениями Елена.
В состав учебной группы вошли представители Елецкого местного отделения Всероссийского общества глухих, преподаватели ЕГУ им. И.А.Бунина и сотрудники Елецкого городского отдела ОБУ УМФЦ Липецкой области. Всех слушателей объединяет одна цель — стереть границы между миром слышащих и глухих, жить без коммуникативных барьеров.
Курс обучения рассчитан на 7 месяцев с перерывом на каникулы в июле и августе. Раз в месяц для слушателей проводятся интенсивные занятия, которые ведут два преподавателя, один из которых — глухой носитель русского жестового языка. Ученики совсем не разговаривают во время занятий. Уникальность методики преподавания заключается в использовании «прямого» или «беспереводного» метода обучения, что позволяет быстрее «погрузиться» в изучаемый язык, прочувствовать все тонкости общения глухих людей. Много времени уделяется самостоятельным занятиям и выполнению дистанционных домашних заданий.
— Первые занятия наших слушателей прошли в полной эйфории, несмотря на то, что РЖЯ очень сложный для изучения язык, — рассказывает директор Научно-методического центра социально-педагогических проблем образования глухих и жестового языка им. Г.Л.Зайцевой, доцент МГЛУ, член Совета Всемирной ассоциации переводчиков жестового языка Анна Комарова. — Конечно, многие побаивались остаться один на один с глухим преподавателем, но все страхи прошли, как только они научились ориентироваться не на слух, а на зрение. Уже сейчас заметны успехи учеников, и нет никаких сомнений, что они смогут свободно объясняться с глухими.
За первые два месяца слушатели уже освоили дактильную азбуку, а также основные жесты, которые используются при бытовом общении. Первое необычное домашнее задание для слушателей — рассказать четверостишие при помощи дактильной азбуки, записав его на видео. Но уже скоро ученикам предстоит серьезная проверка «в поле»: они отправятся на экскурсию вместе с группой глухих ельчан в качестве переводчиков жестового языка.
— В любом общении главное — взаимное уважение и желание быть понятым. Не страшно ошибиться, переспросить, прибегнуть к записи непонятного слова или другим возможным формам коммуникации глухих. Ведь только через общение с человеком на его род- ном языке можно установить с ним тесный контакт, завоевать его доверие и расположение. Благодаря неизменной поддержке предприятия «Дж.Т.И. Елец» мы не просто снимаем социальные барьеры, мы прокладываем невидимый мостик, связывающий два параллельных мира — глухих и слышащих, помогая им гармонично сосуществовать, — уверена Елена Голубева, руководитель программы «Руки помощи» благотворительного фонда «Качество жизни».
ДЛЯ СПРАВКИ
Русский жестовый язык – полноценная самостоятельная лингвистическая система, один из старейших языков в мире. Он отличается от русского языка примерно так же, как английский или французский. У него своя грамматика и правила, своей порядок слов. Например, определение идет после существительного, а отрицание «не» ставится после глагола. Активный словарь жестового языка насчитывает не менее 15 тысяч жестов, не считая диалекты и слэнг.
Источник: Журнал «Страна и мы. Вместе» № 2/2018